О физиологии стресса «Модель выздоровления»

Влияние стресса на здоровье человека

Психологическая помощь при стрессе основана на том, что физиологические механизмы, вызывающие стресс организма и болезнь, могут быть успешно изменены, после помощи психолога на психологической консультации, и закреплены в реальной жизни человека.

«Мы - источник веселья и скорби рудник, Мы - вместилище скверны и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир - многолик: Он ничтожен, и он же - безмерно велик».

Омар Хайям

Физиология стресса хорошо изучена. Каждая ткань, каждый орган нашего тела управляется сложным взаимодействием между химическими веществами, циркулирующими в кровеносной системе и гормонами, выделяемыми эндокринными железами. Их полезное соотношение регулируется «главной железой» - гипофизом, расположенным в средней части головы, непосредственно под мозгом.

Выделение гипофизарных гормонов (в частности адренокортикотропина) управляется в свою очередь химическими выделениями и нервными импульсами, исходящими из соседней области мозга, носящей название гипоталамус. Эта маленькая область регулирует большую часть бессознательных процессов, таких как, сердцебиение, дыхание, кровяное давление и т.д.

Гипоталамус связан нервными волокнами почти со всеми областями мозга таким образом, что интеллектуальные и эмоциональные процессы, происходящие где-либо в мозге, воздействуют на все тело.

Если человек находится в состоянии хронического стресса, то подсознательно гипоталамус сигнализирует об этом, и в кровь постоянно поступает адренокортикотропин, который стимулирует надпочечники для выделения кортизона (гормона стресса) и адреналина.

Высокая концентрация этих гормонов стресса и постоянное угнетение гипоталамусом селезенки и вилочковой железы приводит к резкому подавлению всей иммунной системы. В таком состоянии организм, на всех его уровнях напоминает натянутую цепь, крепость которой не больше крепости самого слабого звена. Ситуация, когда это звено рвется, и симптом болезни вдруг становится явным, свидетельствует лишь о том, что он в скрытой форме давно уже присутствовал в человеке.

Ученые давно задавали себе вопрос, с какой целью эволюция создала такой «коварный» механизм реакции на стресс. Лишь в последнее десятилетие российским нейрофизиологом Анохиным К. В. Было установлено, что адренокортикотропин и другие гормон-регулирующие факторы приводят к активации нейронов во всех отделах нервной системы человека, чтобы включить на генетическом уровне процессы поиска и обучения индивида новому более продуктивному поведению в жизни.

Именно через генетический механизм организуются взаимоотношения всех 30 триллионов клеток человеческого организма в единое «клеточное государство». Высшая и конечная цель, которого строго следовать генетическим законам, сформировавшимся за миллионы лет эволюции человеческих сообществ.

Эти законы природы ставят человека перед трудной делимой – постоянно находить боле продуктивные и полезные формы отношений с другими людьми, либо – заболеть и освободить дорогу более талантливым и успешным.

Сегодня, научно подтверждается гипотеза Гиппократа, жившего 2,5 тысячи лет назад, о том, что многие болезни являются последствиями патологически ошибочных отношений человека с ближайшим окружением и семьей.

Он говорил, что нужно лечить больного, а не болезнь, учитывая индивидуальные особенности человека и среду его проживания. Сам процесс лечения он рассматривал, как искусство, а не просто набор формальных технологий.

Суть модели выздоровления в том, что именно те же самые механизмы, которые способствовали превращению чувств и ощущений человека в стресс, в симптом и развитие болезни, могут быть успешно использованы, при семейном психологическом консультировании, для восстановления здоровья, и создания гармоничных отношений в семье.

Поэтому, прежде чем обратиться за помощью, человеку необходимо осознать, что непременным и главным условием выздоровления является его абсолютная готовность расстаться с причинами болезни — настоящим, сегодняшним поведением. Только тогда ему можно будет эффективно помочь, даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Как практически можно повлиять на все эти:"гормоны, стрессы и гипофизы" в нашей реальной жизни? Всё в наших руках! Об этом на следующей странице: Тренинги - семинары психотерапевтов: Ст.Гиллигена, Р.Коннера..., и видео Р.Коннера о Норберте Винере.

Подробнее о Р. Коннере смотрите на странице «Семейный психолог в Омске », либо  на сайте Ричарда Коннера: www.therapy-nsk.ru.

Видео: «О Норберте Винере; система, коллектив, семья. Патологическая ситуация - патологическая система, возникновение симптома, о шизофрении и психологических тестах. Как мы учимся».

Метафоры: «О шахтёре и метане», «О Джоне Гриндере - учиться тому, что очень сложно».

Семейный психотерапевт Олег Лапин

Таблица уровня стрессов из книги Карла и Стефании Саймонтон: «Современные психотерапевтические подходы к лечению болезней и улучшению здоровья».

Шкала стрессовых ситуаций. (Т. Холмс)